Психологи изучают, кто лучше справляется с математической тревожностью.

Фото: ТГУ

Математика
Шрифты

Команда ученых лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета приступила ко второму этапу изучения регуляции математической тревожности — физиологическому. Психологи проводят замеры кожно-гальванической реакции, частоты сердечных сокращений и артериального давления у студентов — участников эксперимента. Они предполагают, что успешнее всех со своим психологическим состоянием при решении задач справятся высокотревожные студенты.

В 2020 году лаборатория выиграла грант Российского фонда фундаментальных исследований. Вместе команда ищет эффективный способ управлять математической тревожностью — это феномен боязни математики, когда человек испытывает дискомфорт при вычислениях или решении задач.

«Мы предполагаем, что наибольший эффект регуляции проявится у высокотревожных участников. Исследование продолжается, и полученные данные еще требуют статистического анализа», — комментирует Елена Есипенко, руководитель гранта, кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической и генетической психологии факультета психологии ТГУ.

Сейчас к участию во втором этапе исследования могут присоединиться студенты младших курсов томских вузов, у которых математика идет в цикле общего блока предметов. Для этого нужно заполнить форму. Организаторы обработают все заявки и пригласят студентов в лабораторию.

На первом этапе ученые занимались сбором поведенческих данных. Они наблюдали за тем, как студенты реагировали на тесты по математике, а затем следили за результатами регуляции – экспрессивного письма, релаксации и переоценки отношения к математической тревожности. Кроме того, команда ученых выпустила статью «Актуальные методы регуляции математической тревожности». Основой послужили результаты исследований зарубежных авторов. До этой работы на русскоязычных научных ресурсах таких рекомендаций не было.

Изучением математической тревожности в ТГУ занимаются с 2012 года. Отмечается, что многие школьники намеренно избегают выбора специальностей, связанных с математикой. Одной из причин этого является математическая тревожность. Она проявляется чувством беспокойства в ситуациях, связанных с необходимостью решать математические задачи, и уклонением от ситуаций, связанных с вычислениями.

Исследования математической тревожности важны для успеха в научно-технологическом развитии страны. Согласно Стратегии научно-технологического развития, перед Россией стоит задача по выходу в мировые лидеры. Среди наиболее значимых показателей указаны ««рост требований к квалификации исследователей, международная конкуренция за талантливых высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, технологическое предпринимательство»».

«Можно сказать, поставлена государственная задача: стимулировать желание обучаться и работать по направлениям STEM — (Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерия), Mathematics (математика)», — отмечает Елена Есипенко.

В следующем году, на третьем этапе грантового проекта, будут исследованы методы регуляции и их эффекты на нейрофизиологическом уровне: с помощью спектральных характеристик биоэлектрической активности мозга и характеристик функциональных сетей покоя фоновых записей.

Источник: ТГУ