Новое исследование добавляет убедительные доказательства существования озера с жидкой водой на Марсе.

Фото: NASA/JPL/Malin Space Science Systems

В продолжающихся дебатах о том, есть ли вода на Марсе, появились новые доказательства. В исследовании, проведенном Кембриджским университетом, ученые изучили топологию марсианских ледяных щитов и нашли признаки, которые соответствуют подледниковым озерам здесь, на Земле.

Существует множество свидетельств того, что в далеком прошлом Марс был теплым и влажным оазисом, но остается ли жидкая вода у поверхности сегодня, остается менее ясным. Прорыв, по-видимому, произошел в 2018 году, когда радарные приборы на борту орбитального аппарата Mars Express выявили яркие пятна под ледяными шапками на южном полюсе Красной планеты, соответствующие сигнатурам, испускаемым озерами жидкой воды под ледяными щитами в Гренландии и Антарктиде.

Ученые, участвовавшие в этом исследовании, подсчитали, что озеро находится ниже 1,5 км сплошного льда и простирается примерно на 20 км в ширину. Температура там упадет до -68°C, но озера останутся жидкими благодаря высокому содержанию соли и давлению, которое снижает температуру замерзания воды. Другая гипотеза предполагает, что Марс все еще может быть вулканически активным, и это геотермальное тепло может сохранять воду достаточно теплой, чтобы она оставалась жидкой. Последующие наблюдения также обнаружили свидетельства существования нескольких других погребенных озер в этом районе.

Но история может оказаться не такой простой. Споры бушевали в течение последних нескольких лет, и несколько исследований показали, что яркие радарные пятна могут быть вызваны другими вещами, такими как замерзшие глины и богатые железом вулканические равнины. Поэтому для нового исследования исследователи изучили эту идею с помощью другого ряда доказательств, помимо радара.

Здесь, на Земле, подледниковые озера могут определенным образом воздействовать на поверхность льда над ними, уменьшая трение между ледяным щитом и каменистым дном под ним. Это меняет то, как лед течет с течением времени, создавая впадину в центре и приподнятые холмы вниз по течению.

Чтобы выяснить, имеют ли марсианские ледяные шапки такую структуру, исследователи изучили данные со спутника НАСА Mars Global Surveyor, который измеряет высоту точек на поверхности с помощью лазеров. И, конечно же, они обнаружили крупномасштабную волнистость, содержащую как впадину, так и возвышенность, протяженностью от 10 до 15 км с разницей в несколько метров выше и ниже окружающего льда.

Чтобы подтвердить это, исследователи затем запустили компьютерное моделирование течения льда в условиях Марса с различными уровнями геотермального тепла, излучаемого снизу. Когда к моделированию добавляется участок пониженного трения в виде жидкой воды, образующиеся волнообразные образования по размеру и форме аналогичны тем, которые наблюдаются на реальной Красной планете.

Хотя дело далеко не закрыто, интересно найти подтверждающие доказательства из совершенно другого источника. Даже если некоторые из сигналов радара действительно являются ложными срабатываниями, теперь немного сложнее сразу полностью отвергнуть идею существования жидкой воды на современном Марсе.

«Сочетание новых топографических данных, результатов нашей компьютерной модели и данных радара делает гораздо более вероятным, что сегодня на Марсе существует по крайней мере одна область подледниковой жидкой воды, и что Марс все еще должен быть геотермально активным, чтобы вода под ледяной шапкой оставалась жидкой», — сказал профессор Нил Арнольд, ведущий научный сотрудник исследования.

Дальнейшие наблюдения с других космических кораблей и инструментов помогут пролить больше света на тайну, которая в конечном итоге может оказаться важным ресурсом для будущих миссий человека на Марс.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Источник: University of Cambridge.