Астрономы обнаружили самое сильное известное магнитное поле во Вселенной.

Фото: NASA

Астрономы обнаружили самое сильное магнитное поле, когда-либо наблюдаемое во Вселенной. Изучая мощные рентгеновские сигналы, исходящие от нейтронной звезды, команда подсчитала, что ее магнитное поле в десятки миллионов раз сильнее, чем любое из когда-либо созданных в лаборатории здесь, на Земле.

Эта нейтронная звезда, получившая обозначение GRO J1008-57, принадлежит к очень специфическому подтипу - рентгеновскому пульсару. Как пульсар, она испускает мощные лучи электромагнитного излучения, которые периодически проходят по Земле, как луч маяка. Описание «аккрецирующего рентгеновского излучения» исходит из того факта, что материал регулярно падает на поверхность нейтронной звезды, вызывая периодические энергетические вспышки рентгеновского излучения, которые могут быть обнаружены телескопами.

И теперь команда из Китайской академии наук и Тюбингенский Университета в Германии изучила одну из этих вспышек, чтобы вычислить силу магнитного поля пульсара.

Во время вспышки в августе 2017 года астрономы наблюдали пульсар с помощью телескопа для работы с жёстким рентгеновским излучением (Hard X-ray Modulation Telescope — китайская орбитальная рентгеновская обсерватория для наблюдения чёрных дыр, нейтронных звёзд и других явлений в рентгеновском и гамма-диапазонах космического излучения). Они отметили специфическую особенность, называемую функцией циклотронного резонансного рассеяния (cyclotron resonant scattering feature, CRSF), закономерность, которая возникает, когда рентгеновские фотоны рассеиваются электронами плазмы на поверхности.

Эта особенность циклотронного резонансного рассеяния была измерена, величина энергии оказалась 90 кэВ, и на основании этого команда вычислила, что магнитное поле пульсара достигает миллиарда тесла. Это, безусловно, самое мощное магнитное поле, когда-либо обнаруженное во Вселенной - для справки, самое сильное магнитное поле, созданное на данный момент в лаборатории, составляет «всего лишь» 1200 Тесла.

Хотя это самое сильное магнитное поле, что было обнаружено напрямую, предполагается, что даже более интенсивные версии нейтронных звезд, называемые магнетарами, могут иметь магнитные поля величиной до 100 миллиардов Тесла.

Исследование было опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Источник: Chinese Academy of Sciences