Не можете нарисовать мысленную картину? Афантазия вызывает слепые пятна в сознании.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Медицина
Шрифты

Если бы вас попросили нарисовать гостиную ваших бабушек и дедушек по памяти, вы бы смогли это сделать? Для большинства людей некоторые детали легко визуализировать: «В углу пианино, у окна - ладонь, а на журнальном столике - две ракушки». Но для других такая задача была бы почти невыполнимой. У этих людей редкое состояние, называемое афантазией, которое не позволяет им легко воссоздавать образы в своем воображении - на самом деле, фраза «мысленный взгляд» может быть для них бессмысленной.

«Некоторые люди с афантазией сообщают, что не понимают, что значит «считать овец» перед сном», - сказала Вильма Бейнбридж, доцент кафедры психологии Чикагского университета, которая недавно провела исследование этого состояния, которое может быть врожденным или приобретенным в результате травмы. «Они думали, что это просто выражение, и до взрослого возраста никогда не осознавали, что другие люди действительно могут визуализировать овец, не видя их».

Бейнбридж, которая является экспертом в области нейробиологии восприятия и памяти, решила экспериментально количественно оценить различия между афантазическими людьми и людьми с типичными образами при выполнении определенного набора задач визуальной памяти. Цель состояла в том, чтобы лучше охарактеризовать афантазию, которая мало изучена, и выявить различия между объектной и пространственной памятью.

Для исследования, Бейнбридж и ее коллеги показали фотографии трех комнат десяткам людей как с типичными, так и с ограниченными образами. Затем они попросили участников обеих групп нарисовать комнаты: один раз по памяти, а второй раз, глядя на фотографию в качестве ориентира.

Различия в эксперименте с памятью были поразительны: люди с типичными образами обычно рисовали наиболее заметные предметы в комнате с умеренным количеством деталей, таких как цвет и ключевые элементы дизайна (зеленый ковер, а не прямоугольник).

Людям с афантазией приходилось труднее - они могли разместить несколько предметов в комнате, но их рисунки часто были проще и временами полагались на письменные описания. Например, некоторые писали слово «окно» внутри контура окна, а не рисовали оконные стекла.

По словам Бейнбридж, хотя людям с афантазией не хватает визуальных образов, у них, по-видимому, сохранена пространственная память, которая отличается от образов и может храниться по-другому. Например, слепые от рождения люди все еще могут описать планировку знакомой комнаты.

Таким образом, люди с афантазией могли размещать объекты, которые они запомнили, в правильном месте в комнате большую часть времени, точно так же, как люди с типичными образами, даже если они не могли вспомнить многие детали.

В приведенном выше примере очевидны типичные различия между афантазическими и контрольными участниками: афантазический участник извлекал несколько деталей из памяти и полагался на вербальное кодирование пространства, в то время как контрольный участник рисовал больше деталей. Оба включали детали при рисовании при просмотре исходного изображения. Фото: University of Chicago

И, что удивительно, даже несмотря на то, что люди с афантазией помнили меньше предметов в целом, они также делали меньше ошибок: они не создавали ложных воспоминаний об объектах, которых не было ни в одной из комнат, и помещали предметы в правильное место, но не в ту комнату - всего три раза.

«Одно из возможных объяснений может заключаться в том, что, поскольку у афантазиков проблемы с этой задачей, они полагаются на другие стратегии, такие как вербальное кодирование пространства», - сказала Бейнбридж. «Их вербальные репрезентации и другие компенсирующие стратегии могут действительно помочь им лучше избегать ложных воспоминаний».

Напротив, люди с типичными образами в целом совершали четырнадцать ошибок и регулярно включали объекты, которых не было на фотографиях. В одном случае человек даже вытащил пианино в гостиную, в которой были только камин, стулья и диван. Бейнбридж сказала, что это могло быть из-за того, что они использовали свои визуальные воспоминания о других жилых комнатах - то, что люди с афантазией не могли сделать.

Обе группы нарисовали больше предметов, не сделали ошибок и получили одинаковую оценку, когда их попросили просто скопировать фотографии, предполагая, что разница реальна и характерна для памяти, а не для художественных способностей или усилий.

Распознавание также не затрагивается: люди с афантазией знали, какие изображения комнат они уже видели, когда им показывали их второй раз, а также узнавали семью и друзей, хотя они не могли визуализировать лица, не видя их.

Афантазия как психологический феномен появилась совсем недавно. Бейнбридж сказала, что это отчасти связано с тем, что известные люди, в том числе Эд Кэтмелл, соучредитель Pixar, и Блейк Росс, соучредитель Firefox, выступили и написали о своем отсутствии опыта работы с визуальными образами, тем самым привлекая внимание к этому состоянию.

Поскольку афантазия затрагивает лишь небольшой процент населения, Бейнбридж и ее соавторы набирали участников с онлайн-форумов, где люди с этим заболеванием делились своим опытом, чтобы обеспечить большой размер выборки из 61 человека с афантазией и 52 контрольных лиц с типичными образами. Рисунки обеих групп были объективно оценены почти 2800 онлайн-волонтерами.

Бейнбридж сказала, что это исследование дополняет растущее количество исследований, которые подтверждают афантазию как жизненный опыт и демонстрируют ключевые различия между объектной и пространственной памятью.

Вместе с соавторами Зои Паундер и Элисон Эрдли из Вестминстерского университета и Крисом Бейкером из Национального института психического здоровья она надеется продолжить изучение афантазии в том виде, в каком она проявляется в мозге, с помощью МРТ-сканирования для выяснения некоторых механизмов, лежащих в основе образов у типичных людей и людей с афантазией.

Статья об исследовании опубликована в журнале Cortex.

Источник: Medical Xpress