В том, как мы хотим общаться с незнакомцами, есть странный парадокс.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Психология
Шрифты

Многие из нас уходят от разговоров с незнакомцами, чувствуя, что общение было неловким и нежелательным для обеих сторон. Но что, если мы ошибаемся? Новое исследование показывает, что желание подробно поговорить с новыми людьми на самом деле является обычным чувством.

Другими словами, в следующий раз, когда вы заговорите с кем-то, кого вы не знаете, не следует думать, что вам обязательно нужно придерживаться именно светской беседы. Есть большая вероятность, что человек, с которым вы разговариваете, будет счастлив поделиться с вами некоторыми из наиболее личных сторон своей жизни, как и вы с ним.

Исследователи провели 12 различных экспериментов с участием более 1800 человек, чтобы изучить наше отношение к разговорам и контактам, с участниками, включая студентов, руководителей предприятий и добровольцев, нанятых онлайн.

«Значимое содержательное общение с другими людьми, как правило, делает людей более счастливыми, но при этом люди, похоже, не хотят участвовать в более глубоком и значимом разговоре», - говорит ученый-бихевиорист Николас Эпли из Школа бизнеса им. Бута Чикагского университета.

«Это поразило нас интересным социальным парадоксом: если глубокое и значимое общение с другими людьми улучшает самочувствие, то почему люди не делают это чаще в повседневной жизни?».

Краткий ответ - «ошибочные ожидания», согласно Эпли и его коллегам. Исследование показало, что как глубокие, так и поверхностные разговоры с незнакомцами в конечном итоге приводят к большему чувству связи и удовольствия, чем ожидалось изначально.

Тех, кто принимал участие в исследовании, либо просили придумать свои собственные темы для разговора, либо им задавались вопросы для обсуждения. Подсказки охватывали широкий спектр обеих субъектных тем, от глубоких до банальных - от «Можете ли вы описать время, когда вы плакали перед другим человеком?» на «Что ты думаешь о погоде сегодня?».

Во всех экспериментах разговоры с незнакомцами были менее неловкими и более полезными, чем ожидали участники. Это особенно характерно для глубоких разговоров, в результате которых возникает большее чувство связи по сравнению с беседами на менее важные темы.

В целом собеседники больше заботились о раскрытии личной информации, чем другой человек ожидал от них. В исследовании также рассматривались беседы с семьей и друзьями, которые показали, что здесь ожидания заботы и интереса более точны.

«Люди, казалось, воображали, что раскрытие чего-то значимого или важного о себе в разговоре будет встречено пустыми взглядами и тишиной, только чтобы обнаружить, что это неправда в реальном разговоре», - говорит Эпли.

«Люди глубоко общительны и склонны отвечать взаимностью в разговоре. Если вы поделитесь чем-то значимым и важным, вы, скорее всего, получите что-то значимое и важное взамен, что приведет к значительно лучшему разговору».

Что все это означает для вас, когда в следующий раз вы сидите в автобусе рядом с незнакомцем, так это то, что глубокий разговор может оказаться более полезным, чем вы думаете, и другой человек вполне может быть более заинтересован в том, что вы хотите сказать, чем вы ожидаете от него.

Конечно, это обобщение, основанное на экспериментах с участием менее 2000 человек, так что вы все равно можете встретить холодное отношение от кого-то в автобусе. Но в целом, как люди, мы, кажется, больше боимся значимых и глубоких разговоров, чем нам нужно.

Есть свидетельства того, что более глубокие разговоры ведут к большему счастью и благополучию, а более оптимистичный подход к ним может принести пользу как вам, так и человеку, с которым вы разговариваете - они могут быть так же готовы открыться, как и вы.

«По мере того, как пандемия ослабевает, и мы все снова возвращаемся к разговору друг с другом, осознание того, что другим также нравится содержательный разговор, может привести к тому, что вы будете меньше времени проводить в поверхностной светской беседе и в результате будете иметь более приятное общение», - говорит Эпли.

Исследование было опубликовано в журнале Journal of Personality and Social Psychology.

Источники: American Psychological Association