Говорите с младенцами, чтобы помочь им учиться. Важно качество беседы, а не количество.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Психология
Шрифты

Совершенно очевидно, что младенцы учатся языку у своих опекунов, но то, как мы отвечаем им, а не просто то, как много мы говорим, может иметь большее влияние, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале PLOS ONE.

Ученые обнаружили, что у младенцев, которые получали взрослую реакцию (ответы) на свои звуки, «более продуктивный словарный запас», хотя его расширение имело наибольшую корреляцию с увеличением количества слов с последующим изменением или исправлением звука.

В частности, включение в ответ их словесного лепета - путем имитации, исправления или расширения - было связано с увеличением словарного запаса. Например, если ребенок говорит «мя», взрослый может ответить «мя», «мяч» или «да, это большой красный мяч».

«Мы обнаружили, что родители, которые реагируют на лепет своих младенцев исправлением слов и предложений, просто разговаривая с ним, имеют младенцев, которые говорят больше слов», - пишут Лукас Лопес из Калифорнийского университета, США, и его коллеги.

Важно отметить, что исследование проводилось в естественной домашней обстановке, и его результаты подтверждают выводы экспериментов по изучению речи младенцев в лаборатории или со сторонними наблюдателями - качество важнее количества.

Результаты также подтвердили двусторонний эффект или «петлю положительной обратной связи»: младенцы, которые издавали более похожие на речь лепетающие звуки, имели больший словарный запас и, в свою очередь, получали больше ответов взрослых.

В исследовании использовались аудиозаписи, собранные с помощью носимых устройств в течение не менее 10 часов у 53 детей в возрасте 13 месяцев. Шесть пятиминутных сегментов были вручную закодированы для каждого ребенка общей продолжительностью 30 минут, что позволило исследователям зафиксировать ряд уникальных активностей и условий.

Воспитателей попросили сообщить размер словарного запаса своего ребенка, заполнив почти 400 пунктов утвержденного опросника коммуникативного развития Макартура-Бейтса (MBCDI).

Интересно, что реакция на «неканонические» звуки - те, которые не похожи ни на какие слова - была связана с более бедным словарным запасом младенцев, что, по словам авторов, добавляет свидетельства того, что звуки, похожие на речь, вызывают больше ответов у лиц, осуществляющих уход.

Полученные результаты дополняют растущее количество исследований, направленных на разгадку развития словарного запаса младенцев и на то, как его можно оптимизировать, особенно для тех, кто стараться изо всех сил в изучении языка.

Развитие речи начинается рано и с звуков, которые кажущится бессмысленными. «Не следует преуменьшать коммуникативную ценность долингвистических детских вокализаций», - пишут авторы.

«С самого рождения младенцы издают рефлекторные вокализации, такие как крики, суеты и вегетативные шумы [такие как] кашель, отрыжка, чихание».

К трем месяцам их вокальный репертуар расширяется за счет «пренебрежительного фырканья, визга, рычания, полных гласных, воплей, шепота и примитивных слогов согласных и гласных, известных как маргинальное бормотание».

Примерно к семи месяцам это переходит в «канонический лепет», который включает согласные и считается речевым.

Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE

Источник: Cosmos Magazine