Разделяй и властвуй: новая формула минимизации «матемафобии».

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Математика
Шрифты

Математика - это предмет, который некоторые дети любят ненавидеть, но, несмотря на непопулярность, математика имеет решающее значение для сотрудников, способных работать в сфере STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics — наука, технологии, инженерия и математика), и жизненно важна для нынешней и будущей производительности.

В новом исследовании, проведенном Университетом Южной Австралии в сотрудничестве с Австралийским советом по исследованиям в области образования, исследователи изучали влияние тревожности на изучение математики и обнаружили, что повышение уверенности учащихся имеет решающее значение для более активного взаимодействия с этим предметом.

Математическая тревога или «матемафобия» - это чувство страха, беспокойства и нервозности, которое студенты могут испытывать при выполнении математических задач.

В Австралии от четверти до трети австралийских школьников сообщают о том, что они чувствуют себя напряженными, нервными или беспомощными, когда занимаются математикой, и именно эта реакция влияет на их решение изучать математику.

Ведущий исследователь, доктор Флоренс Габриэль, говорит, что беспокойство по поводу математики является одним из самых больших препятствий для учащихся, решающих изучать ее, особенно в старших классах школы и на уровне высшего образования.

«Многие из нас в прошлом испытали некоторую математическую тревогу - чувство паники или беспокойства, чувство неудачи или даже учащенное сердцебиение - все это связано со стрессом», - говорит доктор Габриэль.

«Математическая тревога - это, по сути, эмоциональная реакция, но она похожа на стресс в других ситуациях».

«Когда учащиеся испытывают беспокойство по поводу математики, они, как правило, спешат с математическими вопросами, теряют концентрацию или просто сдаются, когда все кажется слишком сложным. Неудивительно, что эти реакции усугубляются и приводят к плохой успеваемости по математике, а затем и к нежеланию вообще заниматься этим предметом».

«Чтобы разорвать этот круг, наши исследования показывают, что нам необходимо укреплять и развивать уверенность учащихся в математике, особенно перед тем, как начинать новую математическую концепцию».

«Это основано на понятии саморегулируемого обучения - когда студенты имеют возможность понимать, отслеживать и контролировать свое собственное обучение».

«Привлекая внимание учащихся к случаям, когда они ранее преодолевали сложную математическую задачу или добивались значительных успехов в математике, мы, по сути, укрепляем их уверенность и веру в свои собственные способности, и именно это начнет противодействовать отрицательным эмоциям».

В исследовании оценивались ответы 4295 австралийских 15-летних студентов, которые участвовали в цикле 2012 года Международой программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.

Основное внимание уделялось психологическим факторам обучения математике: мотивации (убежденность в том, что математика важна и полезна для их будущего); математическая самооценка (вера в свои способности к математике); математическая тревога (самоощущения при выполнении математических задач); настойчивость (их готовность продолжать работать над трудными проблемами); математическая самоэффективность (их уверенность в том, что они могут успешно решать математические задачи); и математическая грамотность (способность применять математику в реальном мире).

«Важно отметить, что наше исследование показывает эффект домино, в котором эти переменные оказывают друг на друга», - говорит доктор Габриэль.

«Благодаря моделированию структурных уравнений наши данные показывают, что низкая мотивация и самооценка приводят к математической тревоге, которая, в свою очередь, влияет на настойчивость, самоэффективность и, в конечном итоге, на успеваемость по математике».

«Развивая способность учащихся размышлять о прошлых успехах - до того, как возникнет математическя тревога - мы сможем преодолеть некоторые из негативных и эмоциональных убеждений в математике и, надеюсь, проложить путь для учащихся к принятию математики и увлечению ею в будущем».

Статья исследователей опубликована в журнале Australian Journal of Education.

Источник: Scimex / University of South Australia