В Солнечной системе обнаружен первый четверной астероид.

Фото: NARIT/Songkran K.

Астрономы открыли первую известную четверную систему астероидов. Команда из Таиланда и Франции заметила третью луну, вращающуюся вокруг астероида Электра главного пояса, и этот объект попал в книгу рекордов.

Большинство астероидов путешествуют поодиночке, но некоторые гравитационно связаны парами — обычно один маленький объект вращается вокруг более крупного. В редких случаях были обнаружены системы тройных астероидов с двумя лунами, вращающимися вокруг большего основного тела. До сих пор это было настолько сложно, насколько это возможно для систем астероидов.

Астероид Электра, вращающийся вокруг Солнца во внешней области главного пояса астероидов, был впервые обнаружен в 1873 году и имел значительный диаметр около 200 км. Однако его первая луна не была обнаружена до 2003 года, когда был обнаружен 6-километровый камень, вращающийся вокруг него каждые пять дней на расстоянии около 1300 км. Луна номер два появилась в 2014 году — меньший камень размером всего 2 км, вращающийся вокруг Электры на расстоянии 500 км каждые 1,2 дня.

А теперь обнаружена третья луна, что делает Электру четверной системой астероидов. Этот имеет ширину всего 1,6 км и совершает оборот вокруг основного тела каждые 16 часов на расстоянии 344 км. В то время как две другие луны вращаются примерно по кругу, третья движется по эксцентричной яйцевидной орбите.

Схема орбит спутников Электры. Фото: NARIT/Anthony Berdeu.

Открытие сделал доктор Энтони Бердеу, применив разработанные им новые алгоритмы к архивным данным Very Large Telescope (VLT, рус. Очень большой телескоп) в Чили. Эти алгоритмы уменьшают блики света от основного астероида и удаляют его с изображения, позволяя видеть более слабые объекты. Когда это было применено к набору данных 2014 года, в котором была обнаружена вторая луна, Бердеу нашел третью. Чтобы подтвердить это, команда применила алгоритмы к двум другим наборам данных Электры, и действительно, третья луна была видна в каждом из них.

Это может быть первый обнаруженный четверной астероид, но Электра, вероятно, не будет последней. Команда говорит, что этот метод можно использовать для изображения других астероидов и объектов Солнечной системы, чтобы потенциально найти другие скрытые спутники.

Исследование было опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Источник: NARIT.