На Марсе все еще могут быть действующие вулканы.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Вулканы на Марсе могли извергаться совсем недавно, 50 000 лет назад, как показало исследование, проведенное с использованием данных со спутников, вращающихся вокруг планеты, исследователями из Университета Аризоны. Исследования показывают, что вулканическая активность на Красной планете может создавать условия, способные поддерживать микробную жизнь.

Предыдущие исследования показали, что большая часть вулканической активности на Красной планете произошла между 3 и 4 миллиардами лет назад, а некоторые отдаленные извержения продолжались в изолированных местах примерно до 3 миллионов лет назад.

«Это может быть самое молодое вулканическое отложение, когда-либо зарегистрированное на Марсе», - сказал ведущий автор исследования доктор Дэвид Хорват, который проводил исследование в качестве постдокторанта в Университете Аризоны, а сейчас является научным сотрудником Института планетологии. «Если бы мы сжали геологическую историю Марса в один день, это произошло бы в самую последнюю секунду».

Недавние взрывные вулканические отложения вокруг расщелины в системе Cerberus Fossae. Фото: © NASA / JPL / MSSS / The Murray Lab

Вулканические отложения были обнаружены на гладкой плоской равнине Элизий (Elysium Planitia), расположенной к северу от экватора. В результате извержения образовалось гладкое темное отложение шириной 11 км, окружающее вулканическую расщелину длиной 32 км, которое могло выбросить пепел и камни на расстояние до 10 км в атмосферу Марса.

Состав и распределение осажденного материала соответствуют тому, что можно было бы ожидать от пирокластического извержения - взрывного извержения магмы, вызванного расширением газов, подобно тому, что происходит, когда вы открываете бутылку игристого вина.

Некоторые признаки вулканических отложений также указывают на возможность существования условий, способных поддерживать микробную жизнь, существующую под поверхностью Марса.

«Взаимодействие восходящей магмы и ледяного субстрата в этом регионе могло сравнительно недавно создать благоприятные условия для микробной жизни и повышает вероятность существования жизни в этом регионе», - сказал Хорват.

Место извержения находится примерно в 1600 км от спускаемого аппарата НАСА InSight, который изучает сейсмическую активность на Марсе с 2018 года.

Требуются дальнейшие исследования, чтобы определить точную природу извержения, но было обнаружено, что два марсианских землетрясения, эквивалент земных землетрясений, возникли вокруг системы расщелины Cerberus Fossae, обнаруженных в регионе Elysium Planitia. Недавняя работа предположила, что расщелины могут быть результатом движения магмы глубоко под поверхностью.

«Молодой возраст этого отложения абсолютно повышает вероятность того, что на Марсе все еще может происходить вулканическая активность, и интригует тот факт, что недавние землетрясения, обнаруженные миссией InSight, происходят из расщелины Cerberus Fossae», - сказал Хорват.

Исследователи говорят, что извержение могло быть связано с скоплением газов, уже присутствующих в магме, или могло произойти, когда магма вступила в контакт с вечной мерзлотой.

Также возможно, что извержение было вызвано столкновением с астероидом, образовавшим близлежащий кратер Zunil примерно в то же время, добавляют они.

Вулканические отложения, наряду с продолжающимся сейсмическим грохотом внутри планеты, обнаруженным InSight, и возможными доказательствами выбросов метана в атмосферу, обнаруженными орбитальным аппаратом НАСА MAVEN, позволяют предположить, что Марс далек от холодного бездействующего мира.

«Это может быть самое последнее извержение вулкана на Марсе, но я думаю, мы можем быть уверены, что оно не будет последним», - сказал соавтор исследования, доктор Джефф Эндрюс-Ханна, доцент Университета Аризоны. «Кажется, все эти данные рассказывают одну и ту же историю, Марс жив».

Источник: BBC Science Focus Magazine