Астрономы обнаружили угасающие отголоски сверхмассивной черной дыры.

Фото: NASA, ESA and J. Olmsted (STScI)

Японские астрономы обнаружили отголоски «умирающей» сверхмассивной черной дыры. Хотя объект сейчас молчит, команда заметила сигнатуры двух огромных радио выбросов, которые указывают на то, что он только недавно замолчал после яркой активной фазы.

Считается, что сверхмассивные черные дыры скрываются в центре большинства галактик. Некоторые из них более общительны, чем другие - например, та, что в сердце нашего Млечного Пути, довольно спокойна. Но другие работают сверхурочно, выбрасывая огромное количество света и излучения, поглощая материю. Они известны как Активные ядра галактик (AGN) или квазары, если они особенно яркие.

В настоящее время галактика Arp 187 выглядит довольно тихой, но, видимо, так было не всегда. На самом деле, по мнению исследователей из Университета Тохоку, сравнительно недавно это было AGN.

Команда наблюдала галактику Arp 187 с помощью двух радиотелескопов, ALMA и Very Large Array (VLA), и обнаружила странное зрелище, не принадлежащее ей - два огромных лепестка радиоизлучения. Они имели сходство с теми, что выбрасываются AGN, но, в отличие от множества AGN, черная дыра в центре была тихой.

Затем команда внимательно изучила данные, которые захватили излучения с множеством длин волн, включая радиоволны, среднюю инфракрасную область и рентгеновские лучи. Это подтвердило, что все обычные мелкомасштабные признаки активности AGN исчезли, но крупномасштабные, лепестки, все еще были видны. Это говорит о том, что активность прекратилась где-то в последние несколько тысяч лет - совсем недавно, в космическом масштабе.

Эта временная задержка связана с тем, что сами лепестки составляют около 3000 световых лет от конца до конца, а это означает, что им потребуется столько времени, чтобы полностью исчезнуть после остановки источника.

Диаграмма, сравнивающая нормальное активное ядро галактики (AGN) (слева) с аномальным Arp 187 (справа), которое, похоже, умирает. Фото: Ichikawa et al.

Местоположение черной дыры в центре галактики Arp 187 обведено кружком. Сигнал не обнаружен, что означает, что объект затих. Фото: Ichikawa et al.

«Мы использовали рентгеновский спутник NASA NuSTAR, лучший инструмент для наблюдения за текущей активностью AGN», - говорит Кохей Итикава, ведущий исследователь исследования. «Сигнал был не обнаружен, так что мы смогли обнаружить, что ядро полностью мертво».

Исследование может помочь астрономам лучше понять циклы жизни и смерти этих AGN, а также временные рамки, в которые происходят эти переходы. Предыдущие исследования показали, что спокойные галактики внезапно превращаются в бушующие квазары гораздо быстрее, чем это можно было представить. И даже Млечный Путь, кажется, прошел через эти чрезвычайно активные фазы на протяжении своей жизни.

На этом составном радиоизображении, полученном по данным ALMA и VLA, отчетливо видны радиолепестки галактики Arp 187. В центре находится безмолвная черная дыра. Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Ichikawa et al.

Исследование было первоначально опубликовано в Astrophysical Journal и недавно представлено на 238-м заседании Американского астрономического общества.

Источник: New Atlas / Tohoku University