Фото: Depositphotos

Шрифты

Когда вы останавливаете свой автомобиль на тихой жилой улице ночью, вы паркуетесь под уличным фонарем, думая, что яркий свет «отговорит» вора от взлома и проникновения в вашу машину? Интуитивно кажется, что это правильно, ведь было бы проще оставаться незамеченным, во время кражи из машины в темноте. Новое исследование ставит под сомнение это традиционное предположение, утверждая, что уровень краж из транспортных средств ниже на затемненных улицах по сравнению с более хорошо освещенными улицами.

На протяжении десятилетий исследователи изучали связь между условиями уличного освещения и преступностью. Несмотря на многолетние неоднозначные результаты, граждане, правительства и полиция, по-прежнему считают, что улучшение уличного освещения может снизить уровень преступности.

Восемь исследований, проведенных в США в период с 1974 по 1998 год, привели к разным выводам относительно того, снизило ли улучшение уличного освещения уровень преступности. Фото: Ronald V. Clarke, Improving Street Lighting to Reduce Crime in Residential Areas.

В последние годы в ответ на растущую экологическую озабоченность по поводу использования энергии во многих местах в Европе и Великобритании были приняты схемы частичного ночного освещения. Идея состоит в том, чтобы уменьшить углеродный след данной области, автоматически отключая уличные фонари в определенное время ночи, часто между полуночью и 6 утра.

Конечно, многие люди в этих местных сообществах выступают против этих планов ночного освещения, утверждая, что это приведет к росту преступности. Фил Эдвардс из Лондонской школы гигиены и тропической медицины говорит, что новое исследование возникло в результате попытки понять влияние этих планов ночного освещения на преступность.

«Причина, по которой мы провели это исследование, заключается в том, что многие местные власти в Великобритании ввели частичное ночное освещение на тихих городских жилых улицах и сельских дорогах, которые очень мало используются после полуночи, чтобы сэкономить затраты на энергию и сократить выбросы углерода», — сказал Эдвардс. «Однако были высказаны опасения по поводу безопасности этой политики».

Еще в 2015 году та же исследовательская группа более широко исследовала связи между различными типами уличного освещения и преступностью. В исследовании отслеживались данные за несколько лет, охватывающие 62 региона Англии и Уэльса. Никакой связи обнаружено не было между ростом насильственных преступлений или краж со взломом и более темными улицами.

Новое исследование было направлено на то, чтобы отточить предыдущие выводы, более внимательно изучив влияние трех видов уличного освещения на преступность: частичное ночное освещение, тусклое освещение уличными фонарями после полуночи и постоянный яркий белый свет в течение всей ночи. Исследование также было сосредоточено на небольших сегментах улиц, чтобы понять, влияют ли изменения в освещении на одной части улицы на преступную деятельность на других близлежащих улицах.

Анализируя данные почти за 10 лет, исследователи смогли посмотреть, какое влияние введение частичного ночного освещения оказало на местный уровень преступности. По большей части исследование повторило предыдущие выводы команды, не обнаружив связи между изменениями освещения на данной улице и уровнями насилия или краж со взломом.

Тем не менее, интересным открытием стало снижение краж из припаркованных автомобилей после того, как на улице было введено частичное ночное освещение. Фактически, выключение уличных фонарей в полночь привело к 50-процентному сокращению краж из транспортных средств по сравнению с тем, что было до введения плана частичного ночного освещения. Было также замечено, что кража транспортных средств снизилась после того, как было введено частичное ночное освещение, но исследователи отмечают, что это снижение было небольшим и считается статистически незначимым.

В исследовании также сообщается о некоем эффекте смещения, когда преступность на одной улице снижалась из-за частичного ночного освещения, но увеличивалась аналогичная преступность на соседних хорошо освещенных улицах. В среднем на близлежащих хорошо освещенных улицах число краж из транспортных средств увеличилось в 1,5 раза, что совпало с сокращением краж на улицах с частичным ночным освещением.

Но исследователи указывают, что не все кражи из автомобилей были вытеснены, поэтому в целом произошло просто явное снижение преступности. Эдвардс выдвигает гипотезу о нескольких причинах, по которым преступность может неожиданно увеличиваться на хорошо освещенной улице по сравнению с затемненной улицей.

«Мы не ставили задачу выяснить причины наблюдаемых изменений, но возможно, что при отключении освещения после полуночи правонарушители считают, что издержки на совершение преступления, такие как использование фонарика, скорее всего, вызовут подозрения у жителей и риски быть перед свидетелем, перевешивают преимущества», — сказал он. «Когда освещение выключается после полуночи, на улицах, скорее всего, почти темно, а это означает, что потенциальным правонарушителям может быть сложно увидеть, не оставлены ли какие-либо ценные вещи неохраняемыми в транспортных средствах, поэтому правонарушители могут решить переехать в другое место, чтобы осуществить свои намерения».

Исследование, конечно, не делает широкого вывода, что нам всем было бы лучше, если бы не было уличных фонарей. Комментируя результаты, Питер Харрисон из Института профессионалов в области освещения сказал, что есть ряд причин, по которым нам нужно освещение на наших улицах в ночное время, поэтому это исследование не означает, что мы должны выключать все наши уличные фонари.

«То, как люди используют пространство, сложно и многогранно», — сказал Харрисон. «В этом отчете рассматривается часть картины, а содержащиеся в нем ценные выводы — лишь часть большой головоломки. Однако это не следует рассматривать как универсальное решение. В отчете также не упоминалось о влиянии отсутствия освещения на пожилых людей и более уязвимые слои общества — их страх перед преступностью и их нежелание покидать свои дома ночью».

Стив Фотиос, исследователь освещения и визуального восприятия из Университета Шеффилда, был удивлен результатами исследования. Фотиос, который не работал над новым исследованием, сказал, что местные решения о том, как освещать улицы в ночное время, должны основываться на доказательствах, и хотя эти результаты действительно указывают на то, что выключение уличного освещения может снизить количество преступлений, связанных с транспортными средствами, также может быть золотой серединой тусклое освещение, которое снижает уровень преступности и соответствует потребностям местного населения.

«Мы должны быть уверены, что освещение достигает целей, которые, как мы предполагаем, будут достигнуты при соблюдении рекомендаций по проектированию освещения», — говорит Фотиос. «Сокращение преступлений, связанных с автомобилями, обнаруженное этим исследованием, удивительно; необходимы дальнейшие эмпирические исследования для оценки оптимального уровня освещенности жилых улиц после наступления темноты».

Новое исследование было опубликовано в журнале по криминологии Journal of Quantitive Criminology.

Источники: London School of Hygiene & Tropical Medicine