Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Шрифты

Работа на дому во время пандемии забила еще один гвоздь в гроб традиционного рабочего дня с 9 до 17?

Если вы работаете с 9 до 17 и часто с трудом встаете с постели по утрам или начинаете слабеть ближе к вечеру, виноват Генри Форд. Основатель Ford Motor Company начал такую практику в начале 1920-х годов, чтобы производственные линии, которые заполняли его заводы, выпускали автомобиль за автомобилем как можно эффективнее.

Это оказалось пугающе эффективным и открыло новую эру массового производства, которое копировали во всем мире и до сих пор называют фордизмом. Но теперь, 100 лет спустя, рабочая неделя с 9 до 17 все больше и больше выглядит так, будто она нуждается в серьезном переосмыслении.

Рост надомной работы во время пандемии COVID заставил многих усомниться в жесткости рабочей недели, и многие говорят, что введение гибкого графика сделает рабочую силу более счастливой и продуктивной.

Это особенно верно, если принять во внимание наши хронотипы — термин, используемый для описания нашей естественной склонности быть бодрым и энергичным или вялым и сонливым в определенное время дня. На одном конце спектра находятся совы, которые по своей природе предпочитают поздно вставать и поздно ложиться спать, а на другом — жаворонки, которые по своей природе рано встают и рано ложатся спать.

«Факторы, влияющие на хронотип, в основном генетические. Мы знаем, что просыпаемся и ложимся спать в разное время. А если посмотреть на это биологически, то мы знаем, что у людей разные циркадные ритмы, а это значит, что гормоны, например, высвобождаются в разное время, и температура тела меняется в разное время», — говорит доктор Анита Леннейс, исследователь хронотипов из Уорикского университета.

Циркадная система человека имеет индивидуальные отличия. Наиболее ярким их проявлением служит хронотип. Обычно выделяют три основных хронотипа человека: ранний (утренний, «жаворонки»), промежуточный (нормальный, «голуби») и поздний (вечерний, «совы»). Однако в исследовательских целях применяют более детальную градацию — до семи хронотипов. Люди, относящиеся к раннему хронотипу, ложатся спать и просыпаются в среднем на два часа раньше «сов» и достигают пика интеллектуальной и физической активности в первой половине дня. У людей, относящихся к позднему хронотипу, максимум умственной и физической работоспособности приходится на вторую половину дня. Среди мужчин и двадцатилетней молодежи преобладают «совы», а дети и пожилые люди чаще «жаворонки». Фото: CC0 Public Domain

Одним из гормонов, который играет важную роль в наших циклах сна и бодрствования, является мелатонин.

«На мелатонин влияет дневной свет, поэтому, когда темнеет, ваш уровень мелатонина начинает расти, и тогда вы начинаете чувствовать себя более уставшими. Но это зависит не только от света. Даже если люди жили бы в пещерах или если вы поместите бы их в лаборатории на несколько дней, уровень мелатонина у них все равно будет следовать циркадному ритму», — говорит Леннейс.

«Мелатонин, возможно, является лучшим маркером циркадного ритма — особенно натиск выработки мелатонина при сумерках, то есть во время дня, когда мелатонин высвобождается вечером. Но очевидно, что иногда изучение всех этих биологических маркеров немного навязчиво и очень дорого».

По словам Леннейс, в большинстве исследований используется гораздо более простой метод определения хронотипа человека, которому может следовать любой.

«У нас есть анкеты, чтобы узнать, к какому типу вы относитесь. Если вы спите в свободный день, вы можете сделать расчет, используя время, когда вы засыпаете, плюс продолжительность сна, разделенную на два. Итак, если вы ложитесь спать в полночь, вы спите восемь часов, то это будет четыре».

«Если у вас низкий балл, значит, вы очень жаворонок. А если у вас высокий балл, то вы сова. Хронотип распределяется нормально, а это означает, что очень немногие люди являются жаворонками, и очень немногие — совами».

Хотя концепция хронотипов существует уже давно, почему именно наши привычки сна так сильно различаются, до сих пор остается загадкой.

«Есть эволюционная идея. Я не знаю, насколько это правда, но есть люди, которые считают, что когда люди жили в пещерах, они должны были быть бдительными, поэтому им нужно было, чтобы кто-то все время бодрствовал», — говорит Леннейс. «Если у вас есть люди, которые спят, когда другие бодрствуют, то все в безопасности. Вас не может съесть медведь».

Это, очевидно, было бы хорошо для племени охотников-собирателей, которые могли спать в разное время по своему выбору, но очевидно, что это не так уж хорошо для рабочей силы, которая должна вписываться в шаблон с 9 до 17. Жизнь по расписанию, не соответствующему нашему хронотипу, не только вызывает вялость и усталость, но и может иметь серьезные последствия для нашего психического здоровья, особенно для полуночников.

«В основном, любой тип психологического расстройства может быть связан с поздним хронотипом. Имеются расстройства личности, бессонница, расстройства настроения, тревожные расстройства, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, апноэ во сне, в общем, что угодно», — говорит Леннейс.

«С производительностью все также, особенно у детей. Мы знаем, что дети лучше учатся в школе, если у них более ранний хронотип. Ваша производительность зависит от того, в какое время вы более бдительны — именно тогда вы обычно работаете лучше. Так что в школах, например, если вы очень устаете будучи совой, вы просто не можете хорошо выполнить работу».

Хотя с возрастом наши хронотипы больше смещаются в сторону жаворонка, чем совы, очень трудно приучить себя изменить график сна.

«В одном из своих исследований я обнаружила, что самодисциплина связана с жаворонками, и это то, что вы можете изменить. Так что, если вы обычно ложитесь спать в три, то, возможно, вы могли бы быть более самодисциплинированным и попытаться немного изменить свой график. Я думаю, вы могли бы также работать со светом», — говорит Леннейс. «Так что, может быть, вы выключите свет раньше, тогда, возможно, вы будете быстрее уставать, но, очевидно, если это ваш ритм, его будет очень трудно изменить».

Большинство людей, которые пытаются жить по графику, который не соответствует их хронотипу в течение недели, часто просто возвращаются обратно к своему биоритму на выходные — явление, известное как социальный джетлаг (джетлаг - синдром смены часового пояса — рассогласование циркадного ритма человека с природным суточным ритмом, вызванное быстрой сменой часовых поясов). Так что, возможно, самый простой ответ — дать каждому больше свободы в выборе рабочего времени.

«Я думаю, гибкий график работы поможет. Определенно. Потому что это похоже на ваш биологический ритм, который не совпадает с вашими социальными часами. Крайним примером могут быть люди, которые работают посменно, потому что их социальные и биологические часы вообще не совпадают», — говорит Леннейс.

«По сути, если ваши биологические часы и ваши социальные часы не совпадают, то вы испытываете своего рода социальную смену часовых поясов. Так что это похоже на легкую, но хроническую форму смены часовых поясов. И да, так в принципе это и работает, что если вы сова, ложитесь спать в три, и вам еще нужно рано вставать на следующий день, то вы просто не высыпаетесь. Вы накапливаете недосып, а затем вам нужно компенсировать его по выходным».

Источник: BBC Science Focus Magazine