Рисование, рукописное письмо и печатание текста вызывают различные модели активности мозга.

Фото: Pixabay

Психология
Шрифты

Почему письмо от руки делает детей умнее? В новом исследовании были проанализированы модели мозговых волн как у детей, так и у молодых людей, когда они писали от руки и печатали на клавиатуре. Результаты выявили отчетливо разные мозговые паттерны между этими активностями, что побудило исследователей предположить, что обучение более эффективно, когда оно сопровождается рукописным написанием.

За последние несколько десятилетий роль цифровых устройств в образовательных учреждениях резко возросла. Планшетные вычисления и набор текста на цифровых устройствах получили распространение в классах, часто за счет задач, которые традиционно приводили к оттачиванию навыков рукописного письма.

Нейробиолог и профессор нейропсихологии, Одри ван дер Меер (Audrey van der Meer) из Норвежского университета науки и технологий в течение нескольких лет изучала различия в активности мозга между рукописным почерком и машинописным письмом. В убедительном исследовании 2017 года, проведенном ван дер Меер и ее коллегами, использовалась электроэнцефалограмма высокой плотности (ЭЭГ) для сравнения мозговой активности 20 студентов университета, когда они печатали слова и рисовали картинки.

Это предыдущее исследование показало, что паттерны мозговых волн, которые ранее считались оптимальными для обучения, появлялись, когда испытуемые писали от руки, но не когда испытуемые печатали. Новое исследование является продолжением этого исследования, в котором изучаются различия в активности мозга при рисовании, рукописном письме и машинописи как у детей, так и у молодых людей.

«Что касается молодых людей, мы обнаружили, что при письме от руки цифровым пером на сенсорном экране области мозга в теменных и центральных областях демонстрируют связанную с событиями синхронизированную активность в тета-диапазоне», - пишут исследователи в недавно опубликованном исследовании. «Существующая литература предполагает, что такая осцилляторная нейронная активность в этих конкретных областях мозга важна для памяти и для кодирования новой информации и, следовательно, обеспечивает мозгу оптимальные условия для обучения».

Когда молодые люди рисовали, исследователи наблюдали активацию в аналогичных областях мозга, однако в исследовании отмечается, что паттерны активации были немного разными. В исследовании говорится: «Нейронные процессы, связанные с почерком и рисованием, кажутся более похожими друг на друга, чем при машинописном письме». Активность мозга при наборе текста заметно отличалась как от письма, так и от рисования.

Интересно, что эти модели мозговой активности у исследованных детей были похожи, но наблюдались в меньшей степени. Исследователи предполагают, что это открытие подтверждает важность того, чтобы дети были подвержены всем трем видам поведения - письму, рисованию и печати - чтобы укрепить каждую отдельную цепь мозга.

«Обучение письму от руки - это немного более медленный процесс, но для детей важно пройти утомительную фазу обучения письму от руки», - объясняет ван дер Меер. «Сложные движения рук и формирование букв полезны по нескольким причинам. Если вы используете клавиатуру, вы используете одно и то же движение для каждой буквы. Написание от руки требует контроля над вашей мелкой моторикой и чувствами. Важно как можно чаще приводить мозг в состояние обучения. Я бы использовала клавиатуру написать эссе, но во время лекции я бы делала заметки от руки».

В конечном итоге исследователи ясно дают понять, что они вовсе не призывают к запрету цифровых устройств в образовательных учреждениях. Вместо этого в исследовании делается попытка четко распознать различия в активности мозга между этими тремя типами поведения и предлагается, что рисование и рукописное писмо - это совершенно разные когнитивные задачи по сравнению с машинописным письмом, и эти нейронные процессы должны быть одинаково развиты в образовательных учреждениях.

«Настоящее исследование показывает, что основная электрическая активность мозга, связанная с рукописным письмом, машинописным письмом и рисованием, отличается», - заключают исследователи. «Следовательно, необходимо знать, когда использовать какую стратегию жизненно важно, будь то изучение новых концептуальных материалов или написание длинных эссе. Несмотря на то, что в трех стратегиях есть основные различия, важно отметить, что все стратегии представляют собой познавательные задачи, каждая из которых служит своей пользе».

Новое исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

Источник: Norwegian University of Science and Technology