Захватывающее открытие австралийского наскального искусства показывает гармонию природы и человека.

Фото: Tacon et al., Australian Archaeology, 2020

История
Шрифты

Неудивительно, что Австралия, где проживает старейшая непрерывная человеческая культура на Земле, насчитывает 100 000 памятников наскального искусства с доисторических времен. И мы все еще находим больше. Совершенно новый стиль древнего искусства был задокументирован на обширных просторах Арнем-Ленда, исторического региона на севере континента.

От Авунбарны (также известной как гора Боррадейл) до поместья клана Намуниджбук в Веллингтонском хребте ученые нашли 87 скальных убежищ, в которых есть необычно высокие наскальные рисунки, некоторые из которых больше, чем о жизни.

Обширная открытая галерея, которая простирается более чем на 130 километров, содержит 572 отдельных экспоната, каждый из которых делает сильный акцент на мире природы и месте человечества в нем.

«Человеческие фигуры часто изображаются с животными, - говорит антрополог Поль Тэсон, - особенно с Кенгуровыми, и эти отношения между животными и людьми, по-видимому, являются центральными в послании художников».

Человеческая фигура мужского пола в головном уборе с конусом и перьями (высота 1,44 метра) тянется одной рукой к большой птице, а другой - к крупному животному семейства Кенгуровые с другим животным (возможно, эму и кенгуру). Фото: P. Taçon

Обнаруженные впервые в 2008 году, эти необычные сцены и композиции с их разнообразным сюжетом заметно отличаются от других древних произведений искусства, обнаруженных в этом регионе.

По сравнению с более старыми изображениями наскального искусства, включая стиль, известный как Динамические Фигуры, недавно названные Фигуры Маливавы меньше ориентированы на людей и больше на животных. Фактически, только около 42 процентов картин изображают людей.

«Художники четко передают аспекты своих культурных убеждений, делая упор на важных животных и взаимодействиях между людьми и другими людьми или животными», - говорит Тэсон, работающий в Университете Гриффита в Австралии.

«Это недостающее звено между хорошо известными Динамическими Фигурами раннего стиля возрастом около 12 000 лет и Рентгеновскими Фигурами, сделанными за последние 4 000 лет», - добавляет он.

Штрихи красной охры и шелковичного колора не так заполнены и детализированы, как более поздние Рентгеновские наскальные рисунки - названные так потому, что внутренние структуры животных и человеческих фигур сделаны видимыми - но в отличие от Динамических Фигур, люди более стоячи и менее выразительны, кажутся почти парящими в космосе, окруженными «неземной аурой».

Один из авторов статьи, Рональд Ламилами, старейшина Намуниджбук, назвал новый стиль на своем местном языке маунг в честь области в его традиционном клановом имении. Следовательно, они будут известны как Фигуры Маливавы (Maliwawa Figures).

Большие мужские фигуры людей. Рост самого большого мужчины - 1,95 метра. Фото: P. Taçon

Определить, когда они были нарисованы, сложно. Был ли это стиль искусства, который существовал в течение длительного периода времени, или это была роспись одного плодовитого местного художника?

Радиоуглеродное датирование и сравнение с другими региональными стилями предполагает, что это было сделано где-то между 6000 и 9400 лет назад, хотя, судя по изображенной фауне, исследователи говорят, что истинный возраст, вероятно, находится на более поздней стороне.

Фигуры, стоящие спиной к спине, будь то люди или животные, не встречаются в наскальном искусстве Динамических Фигур, но в Фигурах Маливавы эта композиция была обычным явлением.

Два Кроличьих бандикута, например, нарисованы лицом друг от друга, и это может указывать на то, что более поздний стиль пещерного искусства аборигенов начался с Фигур Маливавы.

Два изображения животных, стоящих спиной к спине, более похожих на Кроличьих бандикутов, чем любое известное существо Арнем-ленда, примерно 0,5 метра в высоту. Фото: P. Taçon

Кроличьи бандикуты примечательны и по другой причине. Эти существа обычно встречаются в засушливых и полузасушливых средах намного южнее, и это указывает на обширные путешествия ранних сообществ аборигенов.

И это было не единственное животное, казалось бы, неуместное. Эта обширная внутренняя коллекция также содержит старейшее известное изображение морского животного - дюгоня.

Исследователи говорят, что если бы это произведение искусства было нарисовано ближе 9000 лет назад, для этого потребовалось бы 90-километровый переход к океану.

Дюгонь вверху и слева от небольшого сумчатого млекопитающего из семейства - Кенгуровые (лат. Macropodidae). Фото: P. Taçon

«Картина дюгоня указывает на то, что художник из Маливавы посетил побережье, - пишут авторы, - но отсутствие другой морской фауны может предполагать, что это было нечастым явлением».

Бруно Дэвид, эксперт по наскальному искусству, который не принимал участия в исследовании, сказал Австралийской радиовещательной корпорации (ABC), что он согласен с тем, что Фигуры Маливавы представляют собой новый художественный стиль, ранее не замеченный, но он предостерегает от слишком многих предположений.

«Хотя есть что-то, что для нас похоже на Кроличьего бандикута, это могло быть условностью того времени, когда группу видов сумчатых млекопитающих из семейства кенгуровых, Валлаби, рисовали с тонкими, а не с более широкими ушами», - сказал он.

Даже человеческие фигуры иногда стирали границы между видами. Одна фигура была изображена с множеством линий, покрывающих ее кожу, что, возможно, напоминало волосы, в то время как другая фигура, казалось, имела голову животного.

Подобно Динамическим Фигурам, люди Маливавы часто носили головные уборы, что предполагает некую священную церемонию.

Тем не менее, в отличие от более старых изображений, люди Маливавы не были показаны с таким же количеством материалов. Фактически, на всех сотнях изображений обнаружилось только четыре предмета: головные уборы, копья, сумки и бумеранг.

«Эти узоры указывают на смещение иконографического акцента при связи с наскальным искусством с материальной культуры в пользу животных», - пишут авторы.

Если бы современная культура двигалась в том же направлении.

Исследование было опубликовано в журнале Australian Archaeology.

Источник: ScienceAlert