Изменение климата влияет на выбор технологий дорожного строительства.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Климат
Шрифты

Учёные геолого-географического факультета Томского госуниверситета изучили, как меняются климатические характеристики Западной Сибири и как они влияют на транспортную систему региона. Установлено, что из-за смены климатического периода в последние несколько десятков лет дорожные покрытия могут разрушаться намного быстрее. А это означает, что дороги нужно делать более стойкими.

Исследователи проанализировали изменения климатических параметров. Среди параметров, которые влияют на безопасное функционирование транспорта и сохранность дорог, — средние и экстремальные значения температуры воздуха, характеристики снежного покрова, скорость ветра и другие.

«Последние три десятилетия климат меняется не только на всей планете, но и на территории Сибири. Есть планы по строительству новых дорог и по ремонту старых, но делать это без учёта климата нельзя. Раньше, например, были одни условия эксплуатации зимних дорог — теперь другие. Знать, в каких пределах изменяются климатические характеристики в ближайшие 10 лет, важно», — говорит заведующая кафедрой метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ Валентина Горбатенко.

Учёные ГГФ установили, что на развитие транспортной системы оказывают воздействие разные факторы: какие-то из них негативные, какие-то — благоприятные. К благоприятным, например, относится уменьшение ветров и метелей.

Распределение средней суммы числа дней с метелью на территории Томской области. Фото: ТГУ.

Также учёные заметили, что за последние годы в Томской области снизилась продолжительность залегания снежного покрова. Это уменьшает период надежного использования «зимников» — дорог, проложенных в тайге сквозь непролазные топи и реки.

Средняя высота снежного покрова в Томской области. Фото: ТГУ.

Негативно на состояние дорог влияет и выросшая экстремальность климата. Более того, за последние годы средняя суточная температура воздуха сместилась по датам: весной — на более ранние, а осенью — на более поздние сроки. Это означает, что период использования «зимников» сокращается. А, например, на севере Томской области, где актуально строительство новых дорог, увеличились периоды зимней скользкости, что представляет угрозу для автомобилей.

В целом, утверждают авторы исследования, изменения климата становятся менее благоприятными для развития транспортной системы Западной Сибири. Из-за смены климатических периодов дорожные покрытия могут разрушаться быстрее, и поэтому, пишут учёные, нужно увеличивать стойкость дорожных покрытий по всему региону. Кроме того, при дорожном строительстве рекомендуется увеличить сеть регистрации гололедных и изморозевых явлений, что увеличит безопасность дорожного движения.

Диаграмма числа дней с туманом на станции Томск. Фото: ТГУ.

Исследования климатических изменений в Сибири соответствуют целям и задачам стратегического проекта ТГУ «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни». Это стратегическое направление поддержано федеральной программой «Приоритет 2030» и является одним из основных для Томского государственного университета на ближайшие годы.

Исследование учёные провели при финансовой поддержке РФФИ, результаты опубликованы в журнале «Фундаментальная и прикладная климатология».

Источник: ТГУ.