Драматическая умирающая звезда выпускает «кольца дыма» в уникальном небесном шоу.

Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/S. Dagnello (NRAO/AUI/NSF)

Странная звезда стала еще более странной. В разгар своей предсмертной агонии звезда V Hya изрыгает серию колец и шлейфов материалов по закономерности, никогда ранее не наблюдавшейся у умирающей звезды.

V Hya находится примерно в 1300 световых годах от Земли, в созвездии Гидры. Как богатая углеродом красная гигантская звезда, она в настоящее время находится на завершающей стадии жизни, сбрасывая свои внешние слои перед последней вспышкой, чтобы стать белым карликом, завернутым в туманность.

Но V Hya, похоже, идет к этой цели необычным путем. Присмотревшись к звезде с помощью радиотелескопа ALMA, астрономы поняли, что V Hya не выпускает свой материал равномерно, как можно было бы ожидать, — вместо этого она выпускает серию «дымовых колец». Всего команда обнаружила шесть колец, которые, по-видимому, образовались за последние 2100 лет или около того — очень короткое время по небесным масштабам. Эти кольца образуют искривленный диск вокруг звезды, которому команда дала сомнительное прозвище DUDE - “Disk Undergoing Dynamical Expansion”, что означает «Диск, подвергающийся динамическому расширению».

Но эти кольца — не единственные ввыбросы V Hya. Астрономы также заметили огромные облака, похожие на песочные часы, выбрасываемые над и под звездой, которые расширяются со скоростью 864 000 км/ч.

Еще до этих новых открытий V Hya была очень обворожительной звездой. Ранее было обнаружено, что она выбрасывает шары плазмы размером с Марс каждые восемь с половиной лет, и астрономы связывают это странное поведение с невидимым соседом, таким как нейтронная звезда или белый карлик. Если этот компактный компаньон обращается вокруг V Hya каждые 8,5 лет, он будет периодически пролетает через раздутую внешнюю атмосферу звезды, глотает какой-то материал, а затем выбрасывает его в космос.

В совокупности эти особенности делают V Hya абсолютно уникальным объектом, который может многому научить астрономов о жизни и смерти звезд.

«Конечное состояние звездной эволюции — когда звезды претерпевают переход от красных гигантов к превращению в звездные остатки белого карлика — это сложный процесс, который еще недостаточно изучен», — сказал Марк Моррис, соавтор исследования. «Открытие того, что этот процесс может включать выбросы колец газа одновременно с образованием высокоскоростных прерывистых струй материала, вносит новый и увлекательный штрих в наши исследования того, как умирают звезды».

Исследование было опубликовано в The Astrophysical Journal.

Источник: National Radio Astronomy Observatory.